Октябрьская революция – надежда и разочарование ХХ века

icon 07-11-2016 19:08
icon 188 просмотров
Октябрьская революция – надежда и разочарование ХХ века

Сегодня мы вспоминаем событие, произошедшее в России почти 100 лет назад и которое смогло не только в корне изменить судьбу народов огромной страны, но и значительно повлиять на ход мировой истории. Разница в оценке целей и достижения революционных идеалов до сих пор разделяет общество на два противоположных лагеря. Кто-то вспоминает неоспоримые достижения советской эпохи, кто-то – десятки миллионов человеческих жертв и искалеченных судеб. Впрочем, итог 70-летнего строительства коммунизма всем известен – к «светлому будущему» мы не пришли. Напротив, увидели, как в одно мгновенье рухнули все устои могущественного государства.

Почему же это падение произошло с таким катастрофическим масштабом и скоростью? Куда в одночасье делись моральные принципы советских людей, партийных и комсомольских лидеров, которые при первой возможности принялись грабить страну, пустились во все грехи, подсмотренные у «загнивающего» запада и стали строить самую худшую модель капитализма, которой ещё вчера пугали всех, начиная со школьников?  

Если сравнить общество со зданием, то к мгновенному и полному разрушению может привести лишь невыдержавший фундамент, а скорее даже его отсутствие. Матеариалистическая основа всех постулатов советской идеологии – видимая часть здания – рухнула из-за отсутствия невидимой части, фундамента – духовных принципов и законов бытия. Вера в светлое, коммунистическое будущее оказалась мифом, карточным домиком.

С чего же всё началось?

Ноябрьским морозным утром 1917 года американский журналист и социалист Джон Рид смотрел, как десятки тысяч людей текут сквозь Иверские ворота к Красной площади. Огромная людская река, над которой реяли красные и черные флаги. Бедно одетые люди, рабочие с отдаленных заводов и фабрик несли в красных гробах своих мертвецов. Это были похороны пятисот красногвардейцев, только что погибших в московских революционных боях — первые торжественные советские захоронения у Кремлевской стены.

Этим утром ему особенно бросилась в глаза одна деталь: проходя мимо Иверской часовни, уже никто не крестился, как это делали раньше. И автор знаменитой книги «10 дней, которые потрясли мир» в конце главы про первые революционные похороны на Красной площади подводит итог своим наблюдениям: «И вдруг я понял, что набожному русскому народу уже не нужны больше священники, которые помогали бы ему вымаливать царство небесное. Этот народ строил на земле такое светлое царство, какого не найдёшь ни на каком небе, такое царство, за которое умереть — счастье…»

«Провраться до правды»

Во многом философия и психология революции определялась нетерпением, решением установить царство добра прямо сейчас, невзирая почти ни на какие средства и жертвы, и готовностью ради этого переступить через «традиционные» моральные нормы. Большевики верили, что можно путем зла и насилия прийти к добру, «провраться до правды», как сказал один из героев Достоевского.

Начавшиеся сразу после Октябрьской революции гонения на верующих по своим масштабам и жестокости можно сопоставить, наверно, только с преследованиями христиан в императорском Риме. И то еще большой вопрос, какие были более жестокими. Все-таки в Риме они носили характер всплесков, длились несколько лет, после чего наступали периоды относительного затишья. Даже при императоре Диоклетиане они продолжались лишь восемь лет. При Советской же власти гонения были повсеместными и непрерывными.

Дело в том, что коммунисты видели в Церкви одного из своих главных соперников за души и сердца людей. Вера в Небесное царство мешала поверить, что его надо создавать здесь, на Земле.

Пришедшие в ноябре 1917 года к власти люди страстно верили в земное, нерелигиозное воскресение жизни. И в марксизме в искаженной форме присутствовали христианские ценности. Например, принцип интернационализма и равенства наций был эхом того, что во Христе нет ни эллина, ни иудея. Советский коллективизм, принимавший порой убийственные для человеческой личности формы, был искажением братства христианских общин. Жертвенность советских людей, так ярко проявившаяся в годы Великой Отечественной и спасшая мир, была отражением ранее впитанного народной психологией евангельского Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15:13).

Кто-то, кстати, заметил, что Советский Союз напоминал один большой монастырь, но без Бога.

Однако мы обязаны отделять коммунизм от коммунистов, грех от грешника. Осуждая чьи-либо деяния, христиане молятся за своих врагов. Ведь право суда над любым человеком принадлежит одному только Богу.

Кроме того, для нас по отношению к старшему поколению безусловно в силе остается заповедь почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле (Исх 20:12). Тем более, что многие наши родители честно прожили свою жизнь, воспитали таких «умных» нас, и создали тот задел, которым до сих пор живет наша страна. Дело в том, что в советских ценностях при всем богоборчестве было и христианское содержание, пусть и сильно искаженное (человеческое братство, сострадание к угнетенным, жертвенность). И не видеть этого в советском времени было бы неправильно.

В рубрике "Народные новости" публикуются материалы от читателей портала, мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавление комментария

Нажимая кнопку "Добавить комментарий" я соглашаюсь с условиями обработки данных, а также с правилами добавления комментариев.

Комментарии 0

Нет комментариев